В мяч играем – речь развиваем

17.01.2024

В мяч играем – речь развиваем

Консультация для родителей

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой.

Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, что способствует интеллектуальному развитию ребенка. Учеными доказано, что движение рук также способствует и развитию речи. Область коры головного мозга, отвечающая за речь, и область коры головного мозга, отвечающая за развитие мелкой моторики, расположены очень близко друг к другу. Соответственно, если мы развиваем мелкую моторику, то активизируем не только область коры головного мозга, отвечающая за развитие мелкой моторики, но и рядом расположенные зоны, в том числе и речевую.

Таким образом, игры с мячом – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело, интересно.

 

Подборка игр и упражнений с мячом

на активизацию речевой зоны.

 

Дидактические игры.

         Все “РЕЧЕВЫЕ» игры  сопровождаются  перебрасываним или перекатыванием мяча друг другу в паре или подгруппе.  

«Назови ласково», «Наоборотка»  (подбор антонимов), «Назови детеныша», «Цепочка» (объявляем слово, обозначающее совокупность однотипных предметов, например, «цветы»), «Одиночка»  (заводила игры называет слово в единственном числе, а участник называет это же слово во множественном числе), «Считалка» ( согласование существительного с числом.), «Следующий» (закрепление названий месяцев, дней недели, порядкового счета #заводила произносит название месяца,  а игрок называет следующий месяц)

Речевые разминки.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

сжимание мячика – обхват пальцами – прокатывание – прокатывание между пальцами – разминание между ладонями. При этом  движение пальцев рук  сопровождать речевыми разминками (стихи, скороговорки, загадки и т.д.).

Например:

На болоте две подружки,      

Две зеленые лягушки,

Под лопух на кочку сели,

Свою песенку запели.

 

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.    

Не щётка и не веник,

Урчит он неспроста,

Всего одно мгновенье

И комната чиста.    

(Пылесос)

Давайте поиграем!

  1. «Раздели слово».

Мяч бросай и слова ты разделяй.

Цель: развивать умение делить слова на звуки.

Ход игры: дети выстраиваются в цепочку. Взрослый задаёт слово и кидает мяч ребёнку. А дети по порядку называют звуки, передавая мяч. Когда слово заканчивается мяч возвращается взрослому и т. д.  

  1. «Составь цепочку»

Составляй цепочку слов, мяч передавай вперёд.

Цель: развивать фонематическое восприятие, активизировать  словарный запас ребенка.

Ход игры: дети становятся в круг. Взрослый в центре, задаёт слово и кидает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово на конечный звук предыдущего слово и передаёт мяч следующему и т. д. Например: стол – лист – телефон – нога и т. д.

  1. Слоги – «Баскетбол»

Цель: развивать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове.

Взрослый задает слово, перебрасывает «снаряд» ребенку. Тот должен бросить мяч об пол столько раз, сколько слогов в слове.

  1. Существительные – «Три слова»

Цель: пополнять словарный запас ребенка.

Ведущий говорит: «Я знаю три названия транспорта». Бросок или перекат – ребенок называет: «Автобус, такси, метро».

Взрослый называет слово в единственном числе, например, «гвоздь». Бросает мячик и называет цифру, ребенок, произносит словосочетание: «два гвоздя», «пять гвоздей».