Родителям

Перечень документов необходимых для прохождения ПМПК:

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей (родителей, опекунов) детей с особенностями психофизического развития.

При проведении обследования ПМПК законному представителю ребенка необходимо подготовить следующие документы (в соответствии с Положением о ЦКРОиР №233 от 16.08.2011):

- выписка из медицинской карточки ребенка (от участкового педиатра);

- медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

- педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

- предоставляются результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного или школьного возраста (работы по рисованию для дошкольников; тетради по русскому языку, по математике для школьников).

Безопасность летом

Лето — самая подходящая пора совместного отдыха родителей с детьми. Многие семьи уже ранней весной, как только пригреет солнце, начинают планировать проведение отпускных дней.

Что нужно знать родителям при организации летнего отдыха своего ребёнка? Как сделать так, чтобы отдых стал не только приятным для родителей и ребёнка, но и безопасным?

Прежде всего, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • если вы планируете отдых с ребёнком в другой стране и не знаете, как повлияет на его здоровье акклиматизация, разница в часовых поясах, сложность с дорогой, другая пища, инфекции, лучше воздержитесь от поездки до достижения ребёнком 7-8 летнего возраста;
  • если малышу уже исполнилось 5 лет, можно спланировать совместное путешествие и отдых на море или в горах — впечатления, полученные в этом возрасте, останутся в памяти на всю жизнь;
  • поездку на отдых «дикарями» лучше организовать в знакомые места; родителям детей с хроническими заболеваниями перед поездкой следует посоветоваться с врачом;
  • необходимо тщательно продумать содержание деятельности ребёнка в дороге;
  • если вы путешествуете на автомобиле, необходимо предусмотреть кратковременный отдых в лесополосе, где вы с ребёнком сможете перекусить и поиграть в подвижные игры;
  • в поездку на поезде нужно взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги; в дороге следует придерживаться привычного режима дня, не забывая о физкультурных минутках;
  • во время отдыха родители должны придерживаться принципа постепенности и индивидуализации в подборе средств оздоровления; солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребёнка;
  • следуйте привычному режиму дня, объяснив его целесообразность детям;
  • лучшее время для получения солнечных ванн — раннее утро. Поэтому подъём должен быть не позже 8 часов. После лёгкого завтрака можно отправиться к морю. Утренние часы (с 9 до 10 часов) — самое оптимальное время для оздоровления. Заранее позаботьтесь об оборудовании места отдыха: ребёнок большую часть времени должен находиться под навесом;
  • дозируйте время купания ребёнка, чтобы избежать переохлаждения и солнечных ожогов;
  • если ребёнок боится зайти в воду — не заставляйте его и не понукайте; предоставьте ребёнку право самому определить, когда и при каких условиях он сделает первый шаг в воду;
  • расскажите ребёнку о правилах безопасности на море; помните: нельзя оставлять детей без присмотра в воде;
  • чтобы время на пляже было содержательным и весёлым, можно организовать на пляже совместные игры детей с родителями;
  • с 11 часов свободное время лучше проводить в тени, где можно почитать, поиграть в спокойные игры, порисовать; обязателен тихий час;
  • если вы и ваш ребёнок отправляетесь на отдых в деревню или на дачу, обязательно оборудуйте место для отдыха и занятий спортом;
  • на даче всегда должны быть настольно-печатные игры, комплект изобразительных средств (фломастеры, краски, карандаши), бумага, пластилин, клей;
  • чтобы отдых на даче имел не только оздоровительное, познавательное и воспитательное воздействие, родители должны продумать некоторые общественно значимые обязанности для детей;
  • замечательны семейные прогулки на луг, в лес, к водоёму;
  • составьте вместе с детьми программу летнего отдыха, изготовьте нужные атрибуты, подберите необходимый материал для развлечений;
  • организуйте День трудолюбивых, День смеха, День изобретателей и т.д.

Важно не забывать, что летний семейный отдых принесёт ожидаемый результат, если будет заранее спланирован и продуман. Только в этом случае от совместного отдыха получат удовольствие и родители, и дети.

 Летний период

        В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня.

    В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в нерегламентированной деятельности воспитанников.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание.

Художественно-эстетическая работа включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора. 
 

Действия во время грозы

- покиньте открытые игровые площадки, пляж до начала грозы;

- не прячьтесь под высоким одиноким деревом: это мишень для удара молнии. Не укрывайтесь в стогу с сеном, а также в отдельно стоящей хозяйсвенной постройке;

- не раскрывайте над собой зонт с металлическим наконечником. Любые металлические предметы отодвиньте от себя на расстояние не менее 15-20 м;

- не стойте под высоковольтной линией электропередачи;

- найдите для укрытия ложбинку. Не ложитесь во весь рост на мокрую землю: в данном случае она превосходный проводник электричества;

- во время грозы нельзя находиться в воде, купаться, кататься на лодке;

- находиться в автомобиле во время грозы относительно безопасно.

Если гроза вас застигла дома

- закройте окна и форточки, не допускайте сквозняка;

- не прикасайтесь к металлическим трубам отопления, батареям;

- постарайтесь находиться подальше от электрических розеток, отключите от электросети компьютер телевизор и другие электроприборы;

- не пользуйтесь водопроводом, домашним телефоном и мобильной связью.

Если вы заблудились в лесу

- остановитесь, осмотритесь вокруг, вспомните приметы пройденного пути. Прислушайтесь: шум поезда, гудки автомобилей и другие звуки помогут вам сориентироваться.

- ищите лесную дорогу, утоптанную тропинку, просеку, ручей - они ведут к жилью. При выходе на тропу двигайтесь по направлению следов, при выходе к ручью - вниз по течению;

- попробуйте определить сторону света, ориентируйтесь по муравейнику (всегда располагается с южной стороны дерева), деревьям и пням, Полярной звезде и др. На северной стороне деревьев, пней, камней лишайники и мох более развиты. Годовые кольца на пне обычно шире с южной стороны.

 

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном       учреждении,   так и      дома.        Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

       При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья       детей,      их    возраст.         В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании следующих условий: 1. учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания; 2. постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного       фактора; 3.систематичность        закаливания; 4. спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих       процедур.        Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком. Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например, находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями.   

         Следующим условием эффективного закаливания является поддержание рационального температурного режима в помещении.  Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в помещении не выше 18°С.

         Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регуляции температуры помещений является обязательным условием эффективного пассивного закаливания.           Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур. Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 3,20 - 4 ч) детей, а также дневной сон с доступом свежего воздуха могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.          Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку и доведите температуру до 14-15°С, а затем проведите подвижную игру с перебежками из прохладной        комнаты в      теплую.          Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных ванн при температуре +19-20°С – 5-6 мин. Время каждой последующей ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх.

          Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания является купание в открытых водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых погружений в воду при температуре воды +23-25°С не должна превышать нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один совет: многие родители боятся появления дрожи, а между тем именно ее начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть некоторое время на солнце.           В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает эффект плавания прием контрастного     душа       после       тренировки.           Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.           Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят обязательное использование не перегревающей одежды, пребывание ребенка в помещении при температуре не более 18°С, ежедневное применение воздушных или водных процедур.    Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.

Мобильное приложение МЧС Беларуси "Помощь рядом"

Министерство по чрезвычайным ситуациям Беларуси выпустило мобильное       приложение под названием «Помощь рядом»

   Основная цель - МЧС стремилось создать для пользователей из Беларуси     приложение, благодаря которому можно сориентироваться за считанные минуты в   нештатных ситуациях, быстро оповещать граждан о неблагоприятных и опасных   явлениях.

  Было принято решение разработать приложение о помощи. 14 января вышла его   альфа-версия. 

  Новое приложение станет подсказкой в нестандартных ситуациях, например, что   делать тем, кто стал свидетелем ДТП или разбил градусник. В приложении можно найти и рекомендации, сформулированные по принципу "Пять шагов на спасение".

Мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» включает в себя несколько разделов и функций, в том числе заблаговременное оповещение о неблагоприятных и опасных явлениях, основанное на предупреждениях Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.

На специальной карте помимо явлений и регионов, где они прогнозируются, доступны рекомендации МЧС по действиям населения в складывающейся обстановке. 

В разделе «Что делать?» собрано более 50 типичных нештатных ситуаций с рекомендациями МЧС по необходимым действиям в каждой из них.

С любой страницы приложения доступна специальная кнопка для оповещения МЧС «112», причем предусмотрена возможность отправки сообщения или звонка на заданный номер (например, врачу, родным). 

В приложении имеется раздел «Проверь себя», позволяющий в режиме тестов проверить собственные знания по различным темам.  

В случае масштабной ЧС природного характера возможна активация пользователями дополнительного раздела «Сообщить о ЧС».

В настоящее время данный программный продукт доступен для скачивания на безвозмездной основе всем обладателям смартфонов и планшетов на базе операционной системы Android.

https://mchs.gov.by/mobilnoe-prilozhenie-mchs-belarusi-pomoshch-ryadom/

   В выходные Вы можете посетить с ребенком в     деревне Мурованка церковь Рождества Пресвятой Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь) – церковь оборонительного типа, памятник готическо – ренессанской архитектуры.

Точная дата постройки храма не известна, но ему около 500 лет. По наиболее распространённой версии церковь Рождества Богородицы возводилась между 1516 и 1324 годами. Средства на неё выделил владелец Можейково – виленский подконюший Шимко Мацкевич – Шкленский.

 

Дополнительная информация

Место нахождения:

д.Мурованка, Щучинский район, Гродненская область.

Что с собой взять: фотоаппарат, головной убор, питьевую воду, аптечку и хорошее настроение.

 

Государственное учреждение образования

«Скрибовская средняя школа»

  

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

 ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Цель данной экскурсии:

*воспитывать у ребенка ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей Родины;

*воспитывать благоговейное отношение к храму и его святыням;

*воспитывать чувство ответственности за свое поведение в обществе;

*продолжать формировать у ребёнка представление о православной культуре и православных традициях;

*дать ребёнку представление о расположении и назначении главных частей храма: царские ворота, главные иконы храма, алтарь – святое место.

Свои впечатления, полученные после посещения храма, предложите ребенку выразить в беседе с домашними,  с друзьями. Нарисуйте вместе рисунок, составьте рассказ.

 

Желаем Вам приятного времяпрепровождения!

Решение построить именно оборонительный храм оказалось весьма дальновидным. Церковь – крепость множество раз пытались взять штормом во время войн с московитами и шведами. Но святыня со стенами толщиной  в 2 метра почти всегда выдерживала осады и укрывала местных жителей.

Кстати, в Беларуси есть только два таких памятника оборонительного зодчетва готическо - ренессанского стиля. Второй храм Святого Михаила расположен в Сынковичах, Зельвенского района, Гродненской области.

В конце XVI   века церковь была передана униатам. Когда белорусские земли оказались в составе Российской империи, её вернули православным. Более того, святыню отремонтировали по приказу Александра I, который проездом оказался в Мурованке. После Первой мировой войны здание использавали под костел. Вновь православным храм стал в конце XX века.

До разорений XX века главной святыней храма была

Волчинская икона Божией Матери Богородице

Одноименный образ есть в церкви и сейчас – но это уже новая икона. О великой силе этой иконы можно узнать во время беседы со священником   храма.

   В выходные Вы можете посетить с ребенком в     деревне Мурованка церковь Рождества Пресвятой Богородицы (известная также как Маломожейковская церковь) – церковь оборонительного типа, памятник готическо – ренессанской архитектуры.

Точная дата постройки храма не известна, но ему около 500 лет. По наиболее распространённой версии церковь Рождества Богородицы возводилась между 1516 и 1324 годами. Средства на неё выделил владелец Можейково – виленский подконюший Шимко Мацкевич – Шкленский.

 

Дополнительная информация

Место нахождения:

д.Мурованка, Щучинский район, Гродненская область.

 

Что с собой взять: фотоаппарат, головной убор, питьевую воду, аптечку и хорошее настроение.

 

 

В выходные Вы можете посетить с ребенком интересные и памятные места агрогородка Большое Можейково - комплекс бывшей усадьбы Ходкевичей.

К сожалению, усадебный дом не сохранился, но уцелели несколько хозяйственных построек. Наиболее интересное здание – это лямус, подобных объектов в Беларуси немного.

Напротив лямуса расположено здание с высокой скатной крышей – это амбар.

Дополнительная информация

Место нахождения: а.г.Большое Можейково

 

Что с собой взять: фотоаппарат, головной убор, питьевую воду.

 

Государственное учреждение образования

«Скрибовская средняя школа»

 

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

 

УСАДЕБНО -ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС ХОДКЕВИЧЕЙ

 

Что рассказать ребенку?

 

- как называется комплекс;

- кто жил в усадьбе;

- что такое лямус, амбар, флигель;

-гуляя по аллеям парка, рассмотрите деревья, цветы, которые здесь растут;

- вспомните правила поведения в парке;

Все впечатления, полученные после посещения комплекса, отобразите в совместном творчестве –  книжке - малышке, рисунке или аппликации.

Желаем Вам приятного времяпрепровождения!

Усадебно-парковый комплекс в стиле классицизма сформировался в конце XVIII – начале ХIX века. Усадебный дом сгорел во время Первой мировой войны. До настоящего времени сохранились хозяйственные постройки и парк – памятник природы республиканского значения.

Сама усадьба находилась в глубине парка, правда дом сгорел ещё в 1914 году. Напоминаний о том, что когда-то эти земли были шляхетским имением хватает. К примеру, по периметру парка всё ещё виднеется старинная ограда. Частично сохранилась и главная въездная брама, именно через неё был подъезд к усадьбе Ходкевичей.

Домик из бутового камня с кирпичной колонной на въезде – это усадебный флигель.

Обойдя флигель, можно полюбоваться парком, который является природным памятником Республики Беларусь.

Парк, окружающий усадьбу, заложен в 1787 году. Из насаждений сохранились тополь, ива белая, ясень, граб, лиственница европейская, белая акация, липа         американская.

 

 

 

 

Рекомендации по организации питания детей в летний период

Летом большинство дошкольников не посещают детский сад, и организация их питания
ложится на плечи родителей.
Режим питания
Детям необходимо 5-6-разовое питание:
- завтрак (из расчета 20% суточной калорийности рациона);
- второй завтрак (5%);
- обед (35%);
- полдник (15%);
- ужин (20%);
- второй ужин в виде дополнительного приема пищи перед сном (до 5%).
В особо жаркие дни допускается менять местами обед и полдник. Это обусловлено тем,
что аппетит у ребенка в жаркие дневные часы снижен. На обед можно предложить более легкое
питание, например, кисломолочные напитки или фрукты. Отдохнувший и проголодавшийся
после дневного сна и некалорийного обеда ребенок с удовольствием съест больший объем
пищи на полдник.

Свежие фрукты и овощи
В летние месяцы рекомендуется включать в рацион питания детей сезонные фрукты,
ягоды и овощи, а также приготовленные из них соки и морсы.
В рацион питания ребенка включают летние овощи: редис, раннюю капусту, репу,
морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы; позднее - помидоры, молодой картофель, а
также свежую зелень: укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель и др.
Желательно обеспечить разнообразие блюд, приготовленных с использованием овощей и
фруктов. Это могут быть салаты из свежих овощей, супы, рагу, широкий ассортимент
десертных блюд из ягод и овощей - муссы, желе, пюре и т. д.
Источники кальция и магния
Для обеспечения нормального процесса роста ребенка и формирования костной ткани
рекомендуется включать в рацион питания достаточное количество продуктов - источников
кальция и магния. Вырабатываемый под воздействием солнечного света витамин D
(кальциферол) необходим для усвоения организмом кальция и формирования костной ткани.
Одна из причин активного роста скелета ребенка летом - яркий солнечный свет и
достаточное количество кальция, поступающего в организм с продуктами питания.

Питьевой режим
В летнее время важно соблюдать питьевой режим. Примерная потребность ребенка в
питьевой воде составляет 80 мл/кг веса в сутки, а в жаркие дни и при физической нагрузке она
значительно увеличивается. Ребенку можно предложить свежую кипяченую или
бутилированную воду, отвар шиповника, ягодный морс, несладкий компот или свежевыжатый
сок, разбавленный водой 1
Фруктовые и овощные соки - богатый источник необходимых ребенку углеводов,
витаминов и микроэлементов. Соки обладают рядом полезных свойств: способствуют
нормальной работе пищеварительного тракта и повышают устойчивость организма к
простудным заболеваниям.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пил сырую воду - она может вызвать
отравление, расстройство пищеварения.
Экзотические фрукты
В последнее время родители все чаще выезжают с детьми в страны Европы, Юго-
Восточной Азии и Африки. По данным статистики, количество поездок граждан России с
целью туризма превышает 9 млн в год. В результате все больше детей и взрослых сталкивается
с проблемой «диареи путешественников».
Расстройство функции желудочно-кишечного тракта наблюдается чаще в первые две
недели после приезда. «Диарея путешественников» особенно неблагоприятна для детей
младшего дошкольного возраста, поскольку может приводить к быстрому обезвоживанию
организма на фоне повышенного потоотделения при высокой температуре воздуха.
Нарушения пищеварения могут быть обусловлены следующими факторами:
- другой солевой состав воды;
- сезонная пища;
- непривычные сорта мяса;
- резкая смена климата и высоты;
- стрессы, присущие переездам;
- покупка еды или воды у «уличных» торговцев.
- Все случаи заболевания вызываются микроорганизмами, которые попадают в
организм человека при употреблении загрязненных пищи и воды. Основными факторами
передачи инфекции являются пищевые продукты, вода и лед, а также напитки. Наибольшую
опасность представляют салаты, овощи, фрукты с поврежденной кожурой, холодные закуски,
мясные продукты, недостаточно термически обработанные или сырые, сырая или плохо
прожаренная рыба, продукты моря, непастеризованное молоко, мороженое, молочные
продукты.
Во время поездок, особенно в страны с жарким климатом, следует кормить дошкольника
продуктами, наиболее похожим по составу и способу приготовления на блюда, которыми он
питается дома. Рассмотрим наиболее распространенные фрукты, которые могут внимание
оказаться в рационе детей за границей.
Включать в рацион питания ребенка экзотические плоды необходимо небольшими
порциями желательно не более одного продукта в день. Это поможет избежать возможных
проблем с пищеварением и самочувствием ребенка .
Выбирая плоды, следует обращать внимание на целостность кожицы, запах плода и его
внешний вид. Нельзя использовать в питании ребенка неизвестные плоды, плоды с признаками
порчи. Обязательно нужно удалять кожицу с экзотических овощей и фруктов,

Семейное неблагополучие. Профилактика социального сиротства

 

Критерии  и  показатели  социально опасного положения

Критерии социально опасного положения Показатели социально опасного положения
1. Родителями не удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)
  • родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи
  • родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста
  • родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара
  • родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
  • родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления 

  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности

3. Родители  ведут аморальный  образ жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обращаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка (детей)

  • в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия
  • установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему
 

Половая неприкосновенность несовершеннолетних

 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных  преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Настораживающие признаки

Любое проявление насилия в отноше­ниях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.

Обратитесь за помощью как можно раньше.

Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговори­те с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально-педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершен­ного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совер­шивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.

Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

Например:

  • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
  • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
  • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

Краткосрочные последствия:

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия:

Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

  • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
  • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
  • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
  • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
  • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
  • проблемы в школе;
  • ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы мо­жете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания на­селения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

 

Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования

Стоимость одного дня в учреждении дошкольного образования  с июля 2022 года

с режимом работы 10,5 часа  составляет: 

для детей в возрасте от 1 до 3 лет  - 3,26 рубля;

для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 4,24 рубля.

Питание детей дошкольного возраста, сбалансированное на основе морфологических и функциональных особенностей их организма, занимает ведущее место в комплексе организации жизнедеятельности, роста и развития детей.

В учреждениях дошкольного образования организуется и лечебное (диетическое) питание, которое назначается ребенку врачом по показаниям на основании возрастных физиологических норм суточной потребности детей в питательных веществах. Лечебное (диетическое) питание применяется в виде специально составленных рационов.

Строгое и неукоснительное выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих организацию питания детей дошкольного возраста, будет способствовать решению данной задачи.

Обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. Это позволит повысить качество организации питания детей в учреждении дошкольного образования.

После принятия данного постановления:

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:
  • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
  • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

  • справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

ВАЖНО! При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

Несколько слов о питании в детском саду

Меню составляется на 10 дней, чтобы блюда не повторялись .

Питание трёхразовое: завтрак, обед, уплотненный полдник.

Заботясь о разнообразии, не стоит повторять одни и те же блюда в течение дня. В меню указан рекомендуемый ужин для детей дома.

В детском саду меню составляется для детей в возрасте от 2 до 3 лет и с 3 до 6 лет. На сезонность питания влияет лишь то, что в летне-осенней период стараются давать детям больше овощей и фруктов, а в зимне-весеннее время соки и фрукты.

При составлении дневного рациона в первую очередь заботятся о наличии в нем - белка. Источники белка животного происхождения - мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб. Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны представлять жиры животного происхождения.

Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15-20% от его общего количества в суточном меню.

Рафинированные источники углеводов - сахар, варенье, мед, кондитерские изделия - менее полезны для ребенка.

Основную часть суточной потребности малыша в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. В овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов выделяют желудочный сок и усиливают аппетит. Они полезны детям с пониженным аппетитом. Необходимо также включать в меню лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно - это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, мясо. Яйцо можно давать через день, творог - через два дня. А вот рыбу - 2 раза в неделю.

Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи. 

«Садовское» питание? Адаптируемся!

<address style="text-align: justify;">Снижение аппетита - проблема, с которой сталкиваются родители, когда их ребенок идет в детский сад.</address>

Причин тому может быть несколько: 

Напряженное эмоциональное состояние ребенка. Ребёнок адаптируется к новым, непривычным условиям детского сада, в связи с чем, испытывает стресс. В такой ситуации нужно просто ждать: через пару недель ребёнок привыкнет и станет охотно есть.

Непривычные блюда. Питание в детском саду отличается от домашнего меню, поэтому ребёнок может бояться есть незнакомые ему блюда. В этой ситуации нужно заранее (уже сейчас) начинать готовить еду, похожую на «садовскую», дома. Это супы, щи, кисели, компоты, запеканки, каши, овощные салаты в разных комбинациях, особенно из цветной капусты, морепродукты (морская капуста, кальмары), содержащие йод, от количества которого в организме зависят умственное и физическое развитие, печень – кладезь фосфора, калия и витаминов А, В, С и Д.

Неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать об этой проблеме.

Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду: завтрак - в 8.00-8.20, обед - в 12.00-12.30, полдник - в 15.15-15.35. Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина - 19.00.

Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин, который может состоять из кефира или молока. Наиболее оптимальным промежутком времени между приемами пищи считается 3-4 часа.

Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды: ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик.

Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.

Не перекармливайте малыша!

    В детском саду объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться. Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается. Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада.

Ежедневно включайте в него мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки и витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то блюд, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

После 1,5 лет рацион питания малыша должен быть достаточно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое борщи, супы-пюре, пюре, компоты, кисели, запеканки и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома. 
Также стоит придерживаться и некоторых правил приготовления еды в домашних условиях. Блюда в детском саду нежирные, в основном готовятся на растительном и сливочном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пищу пропадает.

Научите ребенка есть самостоятельно!

     Одна из причин отказа детей от еды в детском саду - неумение пользоваться вилкой или ложкой. Задолго до детского сада он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, попадая в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться), значительно быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что новички едят довольно медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома старайтесь, чтобы уже с 2-х лет ребенок ел вместе с вами, родителями, за общим столом. Обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Еще дома малыш должен научиться укладываться в эти временные рамки.

Первый день - он трудный самый!

      Первые дни пребывания ребенка в детском саду самые сложные. Незнакомый коллектив, отсутствие мамы, смена привычного уклада жизни. Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может и вовсе пропасть. Мало того, некоторые новобранцы отказываются от еды и дома. Поэтому питанию малыша в первые дни посещения им детского сада следует уделять больше внимания. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Вместо привычных макарон и каш следует чаще готовить салаты и овощные блюда. Обязательно в рацион малыша следует включить фрукты, соки (лучше свежевыжатые), кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты.

<address style="text-align: justify;">Откажитесь на время от сладких поощрений. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так что он может отказаться от полноценного ужина дома.</address>

А вот завтраком в первые дни кроху лучше кормить дома, предупреждая воспитателя о том, что он уже поел. При поступлении маленького человека в группу, предупредите воспитателя о привычках своего чада. Для новичка в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или няни. Помните, что заставлять малыша делать что-то по-новому нельзя. Это может вызвать у него отрицательное отношение к детскому саду и нежелание его посещать. Новые привычки и умения закладываются постепенно. И помните, чем младше ваш малыш, тем больше требуется времени для его подготовки.

Если ребенок аллергик

Если у вашего ребенка аллергия, при поступлении в детский сад в медицинской карте должны быть указаны конкретные аллергены (например, рыба или аллергия на птичье перо).

Следует также предупредить всех воспитателей и медсестру, что ваш ребенок аллергик, на какой продукт у него возможна негативная реакция, и указать, что из еды ему нельзя давать в детском саду.

 

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Попечительский совет сможет использовать средства только по согласованию с родительским комитетом и руководителем учреждения образования

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 146

Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 127 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/31680 от 19.01.2017 г.) <W21731680>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 апреля 2020 г. № 60 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/35362 от 15.05.2020 г.) <W22035362>

 

На основании пункта 5 статьи 25 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о попечительском совете учреждения образования (прилагается).
  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансовРеспублики Беларусь

А.М.Харковец

22.07.2011

СОГЛАСОВАНО

ПредседательБрестского областногоисполнительного комитета

К.А.Сумар

19.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

ПредседательВитебского областногоисполнительного комитета

А.Н.Косинец

18.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Исполняющийобязанности председателяГомельского областногоисполнительного комитета

А.В.Баранов

19.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

ПредседательГродненского областногоисполнительного комитета

С.Б.Шапиро

19.07.2011

СОГЛАСОВАНО

ПредседательМинского областногоисполнительного комитета

Б.В.Батура

19.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателяМогилевского областногоисполнительного комитета

А.М.Исаченко

19.07.2011

СОГЛАСОВАНО

ПредседательМинского городскогоисполнительного комитета

Н.А.Ладутько

18.07.2011

 

 

УТВЕРЖДЕНО

ПостановлениеМинистерства образованияРеспублики Беларусь

25.07.2011 № 146

ПОЛОЖЕНИЕо попечительском совете учреждения образования

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности попечительского совета учреждения образования (далее – попечительский совет).
  2. Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
  3. Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.
  4. Попечительский совет организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
  5. Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах учреждения образования.
  6. Попечительский совет взаимодействует с руководителем учреждения образования и другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам функционирования и развития учреждения образования. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления.
  7. Решения попечительского совета носят консультативный и рекомендательный характер.
  8. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
  9. Деятельность попечительского совета может быть прекращена по инициативе и (или) решению общего собрания попечительского совета.

В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.

  1. Задачами деятельности попечительского совета являются:

10.1. содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;

10.2. разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;

10.3. содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;

10.4. определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии) на следующие цели:

10.4.1. укрепление материально-технической базы (мебель, инвентарь, приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательных программ);

10.4.2. совершенствование организации питания обучающихся (посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности);

10.4.3. проведение спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

10.4.4. иные цели, не запрещенные законодательством, в том числе текущий ремонт, организация питьевого режима, приобретение постельных принадлежностей, предметов личной гигиены (салфетки, туалетная бумага, иные предметы первой необходимости), уборочного инвентаря, моющих средств, средств дезинфекции;

10.5. содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;

10.6. целевое использование средств попечительского совета.

  1. Попечительский совет действует на основе принципов:

11.1. добровольности членства;

11.2. равноправия членов попечительского совета;

11.3. коллегиальности руководства;

11.4. гласности принимаемых решений.

  1. В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.
  2. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.
  3. Член попечительского совета имеет право:

14.1. вносить предложения по всем направлениям деятельности попечительского совета на собраниях попечительского совета;

14.2. получать информацию, имеющуюся в распоряжении попечительского совета;

14.3. участвовать во всех мероприятиях, проводимых попечительским советом.

  1. Член попечительского совета обязан:

15.1. выполнять требования настоящего Положения;

15.2. соблюдать положения устава учреждения образования;

15.3. принимать активное участие в деятельности попечительского совета, предусмотренной настоящим Положением;

15.4. исполнять решения попечительского совета.

  1. Членство в попечительском совете прекращается:

16.1. по заявлению члена попечительского совета, которое он представляет общему собранию;

16.2. по решению общего собрания в связи с исключением из попечительского совета;

16.3. в случае прекращения деятельности попечительского совета.

  1. При выходе или исключении из членов попечительского совета, прекращении деятельности попечительского совета добровольные взносы не возвращаются.
  2. Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.

Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.

Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.

Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

  1. Общее собрание правомочно принимать решения, если в нем участвуют более половины членов попечительского совета.

Решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета.

Решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов присутствующих членов попечительского совета.

Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

  1. Председатель попечительского совета в соответствии со своей компетенцией:

20.1. руководит деятельностью попечительского совета;

20.2. председательствует на общих собраниях попечительского совета;

20.3. обеспечивает выполнение решений общего собрания попечительского совета;

20.4. представляет попечительский совет во всех взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями и физическими лицами по всем вопросам, относящимся к компетенции попечительского совета;

20.5. решает иные вопросы, не относящиеся к компетенции общего собрания.

  1. К компетенции общего собрания попечительского совета относятся:

21.1. принятие решения о членстве в попечительском совете;

21.2. избрание председателя попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий;

21.3. определение приоритетов деятельности попечительского совета и принятие решения о совершенствовании ее, изменении структуры и упразднении попечительского совета;

21.4. разработка, принятие и организация реализации перспективных и текущих планов деятельности попечительского совета в соответствии с настоящим Положением;

21.5. определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии);

21.6. ведение учета поступления и расходования средств попечительского совета и подготовка отчетов об их использовании в соответствии с решением общего собрания;

21.7. рассмотрение и утверждение ежегодного отчета попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.

  1. К компетенции членов и (или) инициативных групп попечительского совета относятся:

22.1. подготовка предложений по совершенствованию деятельности учреждения образования;

22.2. выполнение принятых решений с учетом предложений и замечаний членов попечительского совета;

22.3. формирование повестки дня и подготовка необходимых материалов для рассмотрения и принятия по ним решений на очередном общем собрании попечительского совета, ежегодного отчета о результатах деятельности попечительского совета;

22.4. взаимодействие с заинтересованными по достижению целей, предусмотренных уставом учреждения образования;

22.5. рассмотрение иных вопросов, вынесенных на обсуждение общего собрания попечительского совета.

  1. Секретарь попечительского совета:

23.1. осуществляет организационную работу по подготовке общих собраний попечительского совета;

23.2. организует ведение и хранение протоколов общих собраний попечительского совета.

  1. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный) банковский счет по учету прочих государственных средств. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с подпунктом 10.4 пункта 10 настоящего Положения и решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии).

 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.01.2017, 8/31679
1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2016 г. № 126
О внесении дополнений в некоторые постановления
Министерства образования Республики Беларусь
На основании пункта 5 статьи 25 Кодекса Республики Беларусь об образовании,
подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа
2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых
постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования»,
Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести дополнения в следующие постановления Министерства образования
Республики Беларусь:
1.1. абзац девятый пункта 4 Положения о родительском комитете учреждения
общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 47 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2011 г., № 124, 8/24340), дополнить словами «, за исключением
вопросов, касающихся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности
учреждения образования»;
1.2. пункт 7 Положения о родительском комитете учреждения дошкольного
образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики
Беларусь от 11 июля 2011 г. № 65 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2011 г., № 84, 8/23912), дополнить частью второй следующего содержания:
«К компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы,
касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности учреждения
дошкольного образования.»;
1.3. абзац двенадцатый пункта 4 Положения о родительском комитете специальной
общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната),
вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации, утвержденного постановлением Министерства
образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 133, 8/24438), дополнить словами
«, за исключением вопросов, касающихся привлечения денежных средств для обеспечения
деятельности учреждения специального образования».
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального
опубликования.

Министр И.В.Карпенко

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета
А.В.Лис
21.11.2016
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя
Витебского областного
исполнительного комитета
Г.И.Гребнев
22.11.2016

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета
В.А.Дворник
21.11.2016
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета
В.В.Кравцов

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.01.2017, 8/31679
2
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя
Могилевского областного
исполнительного комитета
О.И.Чикида
21.11.2016
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Минского областного
исполнительного комитета
С.Б.Шапиро
21.11.2016

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Минского городского
исполнительного комитета
А.В.Шорец
21.11.2016